Классические философские
труды
Вехи.
Сборник статей о русской интеллигенции Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, А.С. Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка. Москва. Издательство В.М. Саблина. 1909.
Сборник "Вехи" в библиотеке Мошкова.
Сборник статей известных российских философов и публицистов, вызвавший в начале XX века огромный интерес и бурную полемику. Тогда звучавшие в нем предупреждения не поняли, многие из его читателей и критиков вскоре после этого заплатили собственными жизнями за свой скептицизм и "непонятливость".
Приведу аннотацию составителя "Антологии Самиздата" М.Барбакадзе: "Сборник статей виднейших русских религиозных философов, инициатором создания которого был М.О. Гершензон, стал результатом переосмысления результатов Первой русской революции и роли интеллигенции в ней. Выступая с критикой идеологии и практических установок революционной, социалистически настроенной интеллигенции – атеистического материализма, политического радикализма, идеализации народа (в марксизме – пролетариата) и т.п. авторы “Вех” провозглашали примат духовной жизни над общественной: внутренняя жизнь личности есть единствен-ная творческая сила человеческого бытия.
Сборник имел оглушительный и скандальный успех: после выхода в марте 1909 года, когда за два дня было продано 2853 экземпляра, в течение года осуществлено 4 переиздания. За год в печати появилось около двухсот (!) откликов на сборник, большей частью критических, а то и просто враждебных (от Ленина: “энциклопедия либерального ренегатства”, до Толстого, писавшего, что содержание сборника носит в основном отрицательный, разоблачительный характер, в нем нет позитивной, творческой программы, которая бы ответила на исконно русский народный вопрос: “что же делать?”).
Провидческий, если не пророческий характер идей авторов “Вех” был осознан едва ли не через столетие.". Ссылка размещена по совету нашего читателя и автора А.Комнина.
Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990
В своем жанре работа классическая и основополагающая. Именно после ее появления родился термин "макиавеллизм". Автор обобщил весь политический опыт позднего средневековья, подробно описывает стратегию и тактику открытой и тайной войны в католической Европе. Книга стала буквально настольной для многих существенно более поздних идеологов самых разнообразных течений.
Шарль Луи де Монтескье. Избранные произведения о духе законов.
Монография Монтескье «О духе законов» — основное произведение французского мыслителя, систематизирующее его философские, социологические, исторические, экономические и юридические взгляды. Над
ней Монтескье работал около 20 лет — с 1728 по 1748 годы. Данный его труд стал
основополагающим для теории географического детерминизма и климатической
сегрегации, подробнейшему рассмотрению и обоснованию этих концепций посвящена
значительная его часть, уделено в нем внимание и другим возможным направлениям
сегрегации, что парадоксальным образом сближает идеологию этого гуманиста с
учением о предопределенности Блаженного Августина. При этом именно этот трактат
считается современными политологами основным обоснованием принципов разделения
властей и "правового государства", изложенные в нем идеи были использованы при
составлении конституций США 1787 года и Франции 1791 года.
Friedrich Nietzsche. "Also Sprach Zarathustra" Одна из основных работ известного немецкого философа, выдержала огромное количество переизданий, я сам в свое время пользовался российским изданием 1911 года. Послужила основой для множества более поздних европейских философских изысканий, не исключая и мистику германских нацистов.
Прот.Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Издание второе, исправленное и дополненное.
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. 2003 год.
Книга эта справедливо считается главным трудом всей жизни
Георгия Флоровского и охватывает гораздо более широкий круг проблем, чем можно
было бы предположить исходя из её заглавия. Совершенно отдельную ценность
представляет собой колоссальный библиографический аппарат, сопровождающий это
издание(в данной редакции - частично оформлен в виде интернет-ссылок). Приведу
фрагмент авторского предисловия к изданию 1937 года: "Эта книга задумана, как
опыт исторического синтеза, как опыт по истории русской мысли. Синтезу
предшествуют годы анализа, многие годы медленного чтения и размышлений, еще с
давних юношеских дней. И прошлая судьба русского богословия была для меня всегда
историей творимой современности, в которой нужно было найти самого себя. Этим
не нарушается историческое беспристрастие. Беспристрастие не есть безучастие, не
есть равнодушие, не есть отказ от оценок. История есть истолкование событий,
вскрытие их значения и смысла. Историк никогда не должен забывать, что изучает
он и описывает творческую трагедию человеческой жизни. Не должен, ибо и не
может. Беспредпосылочной история никогда не бывает, и не будет...Изучение
русского прошлого привело меня и укрепило в том убеждении, что православный
богослов в наши дни только в святоотеческом предании может найти для себя верное
мерило и живой источник созидательного вдохновения. Умcтвeнный отрыв от
патристики и византинизма был, я уверен, главной причиной всех перебоев и
духовных неудач в русском развитии. История этих неудач рассказана в этой
книге.".
Ссылка публикуется благодаря нашему постоянному автору Антону Комнину.
Назад в библиотеку
|