Библиотека сайта
Статьи и книги
Документы
Лирика
Полезные ссылки
Студентам и аспирантам
Внимание, розыск!
Гостевая книга
Форум
Блог
DokuWiki
AntiSysWiki

Поиск по сайту:


Режим: "И" "ИЛИ"
Общий поиск по сайту, вики-разделам и форуму:
Гугель-поиск:
Locations of visitors to this page
free counters

Секты

Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера (справочник)
Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви.
Информационно-аналитический вестник No 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн.
Ростов-на-Дону 1998

Справочник Московского Патриархата по современным околосектантским и всевозможным "крышеедским" организациям, ведущим свою деятельность в России. В него вошли также и не имеющие религиозной окраски структуры (например, сеть распространения т.н."Гербалайфа"), использующие тем не менее те же методы, что и деструктивные секты. Книга интересна именно максимально широким охватом темы, хотя ряд вопросов рассмотрены достаточно поверхностно.

СКОПЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.( фрагменты истории изуверской секты )
Джеймс Дж. Бойл Секты-убийцы. Главы из книги. "Иностранная литература" No7, 1996
Речь пойдет о так называемых сектах и их деятельности в США и России. Читатели смогут убедиться, насколько удивительно похожи методы действия таких на первый взгляд различных сект как скопцы в царской России и последователи Джима Джонса в Гайане. Что интересно, скопческие ритуалы как две капли воды похожи на некоторые ритуалы катаров в Лангедоке, хотя их и разделяет почти тысяча лет. Автор судя по всему весьма поверхностно владеет историей православной церкви в России и описывает историю сектантства с квазиправославных и квазимонархических позиций, близких к позициям О.Платонова, однако очерки его при критическом к ним отношении весьма интересны. Джеймс Бойл подробно исследует историю становления и развития двух псевдохристианских сект - "Семья" Мэнсона и "Народный храм" Джима Джонса. Наглядно показано, как с неизбежностью любая сектантская структура сползает к банальной уголовщине.

С.В. Булгаков. СПРАВОЧНИК ПО ЕРЕСЯМ, СЕКТАМ И РАСКОЛАМ. Издательство «Современник», Москва, 1994.
Краткое справочное пособие, представляющее собой вторую часть фундаментального труда, первая часть которого была посвящена православию. В силу специфики авторского изложения в справочник в качестве учений, противных христианству, вошли например социализм и коммунизм, а в качестве расколов - заподноевропейские реформатские течения, но в целом книга безусловно полезна максимальной широтой охвата проблемы. Приведу фрагмент предисловия издателя: "...рассматривается сущность, обряды, обычаи 209 расколов, ересей и сект, дано определение 32 философским, "противным христианству" направлениям. Разграничение терминов "секта", "ересь", "вероисповедание" довольно условно, установилось оно в новое время (после Реформации). Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению. В слове "ересь" обозначено, скорее, содержание самого учения. В ереси первых веков христианства начинались не с отрицания церковного учения как такового, но с попыток поставить под сомнение какой-либо пункт учения. Инициаторы и последователи ересей не осознавали себя в оппозиции к Церкви, ее авторитету, а, наоборот, являлись, по их собственному мнению, истинными выразителями и продолжателями христианства. В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом".

ИЗСЛѢДОВАНІЕ о СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ. НАПЕЧАТАНО ПО ПРИКАЗАНІЮ Г.Министра Внутреннихъ Дѣлъ.1844.
Данный документ был подготовлен известным русским исследователем сектантских течений В.И.Далем в бытность его чиновником по особым поручениям при министре внутренних дел Российской империи. Исследование было издано мизерным тиражом, поскольку предназначалось, как сказали бы сейчас, "только для служебного пользования", и в "бумажном" виде для исследователей малодоступно. Факсимиле в формате PDF. Ссылка предоставлена нашим постоянным читателем и автором Андреем.

Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма: Традиции мусульманской общины. М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», 2004.
Книга написана современным учёным-исмаилитом и издана на средства Лондонского института исмаилизма, а потому закономерно представляет собой апологию исмаилитского учения. Естественно, что неудобные для подобной подачи материала факты или замалчиваются, или представляются как клевета недоброжелателей и идеологических противников. В тех случаях, когда сделать ни то, ни другое не представляется возможным в силу резонансности исторических событий, автор просто отмежевывает "правильных", "хороших" исмаилитов от "плохих" и "ненастоящих", этот немудрёный приём он использует, в частности, упоминая о преступлениях против ислама карматов. В аннотации издательства декларируется, что исмаилизм "Одно из основных направлений шиитского ислама. Априори — изначально — «учение избранных», которое при всей его значительности и организованности, вплоть до 30-х годов XX века оставалось «тайной за семью печатями» не только для европейцев, но и для многих мусульман. До сих пор об исмаилизме мы могли узнать лишь из произведений его оппонентов, сознательно искажающих, а то просто не понимающих основных постулатов этого движения. Однако теперь нам представляется возможность увидеть исмаилизм во всей полноте объективного научного исследования...". Об объективности данного исследования читатели смогут составить самостоятельное суждение, однако в данном исследовании представляют несомненную ценность признание официальным апологетом исмалилизма некоторых исторических фактов, к примеру - первенства исмаилитов в деле массовой профессиональной подготовки террористов, использования в основании исмаилитской космологии античного гностицизма и иудейских ересей. Автор даёт достаточно развёрнутую картину исмаилитской идеологии и методов распространения этого учения, в частности практики "сокрытия" истиной веры его последователями и использования ими для мимикрии суфийских тарикатов. Заинтересованный читатель без труда обнаружит в изложенных особенностях раннесредневековых исмаилитских общин немало общего с характером деятельности некоторых гораздо более поздних европейских организаций.

А.Л. Дворкин. ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ НАВЯЗЧИВОМУ НЕЗНАКОМЦУ или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995.
Издание Информационно-консультативного Центра Свмч. Иринея еп. Лионского.

Книга раскрывает понятие тоталитарного сектантства и показывает методы вербовщиков, охотящихся за душами. Ссылка предоставлена постоянным автором нашего сайта А.Комнином.

А.Л. Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты.Опыт систематического исследования.
Еще одна книга сектоведа Александра Леонидовича Дворкина в нашей библиотеке, представляет собой изложение курса по сектоведению, читавшегося автором в Свято-Тихоновском Богословском институте. Как справедливо отмечает в своем предисловии автор, - "Только широко распространяемая правдивая информация о тоталитарных сектах может затормозить их победное шествие по российским просторам и сократить число жертв религиозного тоталитаризма, которое сегодня, увы, измеряется сотнями тысяч. ". Ссылка предоставлена постоянным автором нашего сайта А.Комнином.

Др.Ден. Order of Nine Angles: сатанизм без маски.
Краткая справка по одной из западных сатанистских организаций, составленная одним из специалистов Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского. Приведу фрагмент предисловия автора: "Настоящая работа посвящена изучению некоторых аспектов учения и практики “Ордена девяти углов”, в оригинале Order of Nine Angles. Это весьма авторитетная сатанинская группа, которая, наряду с COS (Церковь сатаны), TOS (храм Сета, который, правда, в последнее время просит не считать его сатанинской организацией) и рядом других групп, определяет лицо современного сатанизма. В процессе работы я воздерживался от каких-либо комментариев, полагая, что приведенный материал говорит сам за себя.". Ссылка предоставлена постоянным автором нашего сайта Антоном Комнином.

П.В.Игнатьев Сексуальная жизнь дореволюционной русской деревни. СПб., 2014.  текст 18+
Очень неожиданная статья, тем не менее имеющая самое непосредственное отношение к тематике сайта. Приведу в качестве аннотации авторское предисловие: "Кажется невероятным, но при всей современной популярности всякого рода "клубнички" и практически полном отсутствии цензуры (разве что кроме идеологической) современные жители России имеют весьма смутное представление о том, как протекала так сказать "интимная жизнь" их предков. Можно даже сказать, что они не имеют этого представления вовсе. И причина этого кроется в ханжеском мифе о некоей высокой одухотворённости русской деревни, который создали, как ни странно, либеральные писатели XIX века и толстовцы, а затем развили уже при советской власти до совершенно безбрежных размеров представители т.н. "деревенской прозы". В результате возник абсурдный шаблон, который представляет русскую деревню, особенно дореволюционную, как эдакий буколический пейзажик, на фоне которого чинно выступают высокоморальные пейзане, объединённые в пасторальную сверхзаботливую общину, где все равны. Ну, или почти все... И не менее высокоморальной наш современник представляет себе и патриархальную крестьянскую семью, где все слушаются, любят и уважают "сурового, но справедливого" главу семейства - крестьянина. Который есть Соль Земли Русской, истово православный, крепкий трудолюбивый рачительный хозяин, и т.д. и т.п., а если и некрепкий - то исключительно по причине страданий, посредством которых совершенствуется его душа, причём процесс этот - перманентный. Автор ни в коей мере не ставит перед собой цели как-то очернить дореволюционное русское крестьянство, но вышеописанный шаблон по его глубокому убеждению нуждается в незамедлительном разрыве. И сделать это надо в том числе и ради исторической памяти, чтобы хоть кому-то возможно стали бы понятны некоторые особенности "загадочной русской души" и отдельные скрытые пружины исторических процессов. Иначе для многих кровавый кошмар, накрывший Россию в начале XX века кажется как бы взявшимся из ниоткуда, в лучшем случае плодом заговора неких сверхзлобных и сверхвлиятельных сил, охмуривших русского мужичка. В этой статье автор постарается кратко описать хотя бы отчасти, что на самом деле творилось за фасадом столь милой сердцу интеллигента и "почвенника" русской деревни вплоть до революционных событий 1917 года."

Даниил Клугер. ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО ТЕРРОРА.
//Журнал "Гриф", приложение к газете "Русский израильтянин", сентябрь 1998

Очень интересная статья, посвященная истории шиитской секты исмаилитов и их своеобразного военного ордена - асассинов. Автор - гражданин Израиля, выходец из СССР - разумно обосновывает определенные параллели и взаимосвязь между средневековыми фанатиками и современными ближневосточными террористами.

Коваленко М.И.Этнопсихология деструктивного сектантства. Опубликована в сборнике научных трудов, посвященных юбилейным Ананьевским чтениям. СПб, 1998 год.
Относительно небольшая, но достаточно интересная статья по проблеме современного сектантства и его роли в процессе этногенеза.

Ириней Лионский. Против ересей. Обличение и опровержение лжеименного знания. Перевод прот. П. Преображенского.
Пятикнижие одного из основателей христианского богословия является первым письменным трудом против лжеименного знания - гностических ересей. До открытия библиотеки гностических рукописей в Наг-Хаммади преимущественно из этого труда исследователи узнавали содержание разного рода гностических учений. Третья, четвертая и пятая книги были обнаружены только в 1940 году, четвертая книга посвящена отдельно критике маркионитов. Св.Ириней являлся также автором ряда малых трутов и посланий: "Доказательство апостольской проповеди", "О познании", "Послание к Флорину", «О единоначалии, или О том, что Бог не есть виновник зла», "Об огдоаде", "Послание к Власту «О схизме»", "Послание к папе Виктору", "Послание к Александрийскому епископу".

Востриков И., Сулимов С. Вуду как антисистема.
Статья кандидата философских наук С.И.Сулимова, написанная им в соавторстве с И.Востриковым, посвящена рассмотрению генезиса культа вуду с позиций теории этнических антисистем и содержит малоизвестные для отечественного читателя сведения об истории и происхождении данного культа. Публикуется на правах рукописи. 

Сулимов С.И. Доктрина «Белого Лотоса» как иллюстрация антисистемы.// Культурология: пересечение научных сфер /Сб. статей. – Воронеж : типография Воронежского ЦНТИ, 2012. – Вып. 7. – С. 167-178.
Первая статья из цикла работ о китайской организации "Белый Лотос", посвящённая анализу религиозной доктрины этого движения. Автор вскрывает органические связи синкретической идеологи "Белого Лотоса" с манихейством, апокрифическим даосизмом, буддизмом и традиционным конфуцианством. 

А.В.ТОНКОНОГОВ. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СЕКТАЛОГИЯ.
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НИИ уголовно-исполнительной системы. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.

Очень интересное исследование, своим появлением вызвавшее массовое возмущение в определенных кругах, вплоть до подачи судебных исков. Приведу фрагмент авторского предисловия: "Одним из дестабилизирующих факторов в мировом социуме и российском обществе являются - секты, адепты которых всё чаще совершают преступления и отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы; также адептами различных религиозных, псевдорелигиозных, светских сект всё чаще, к сожалению, становятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Деятельность адептов, направленная на создание внутри учреждений сектантских групп на данный момент носит латентный характер. Но как свидетельствует международная практика - секты открыто выступают, активизируя свою антисоциальную деятельность, в соответствии со своей тайной доктриной в сроки, которые известны только узкому кругу, так называемых, «посвящённых» (в основном руководителям секты). Предупреждение создания сект в среде осуждённых, а также в среде сотрудников уголовно-исполнительной системы, профилактика преступлений, совершаемых адептами сект, является необходимым условием поддержания стабильности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания."

Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Философия, культурология, социология, социальная работа». № 4 (33). Чита, 2010.
Записки включают научные сообщения Алексеева Д.С. "Опричнина как этническая агрессия", Казаченко Е.В. "Нетрадиционные религиозные общества и секты в России" и ряд других интересных материалов. Текст по ссылке представлен в формате PDF.

Маршалл Г. С. Ходжсон. Орден ассассинов : борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром. СПб., "Евразия", 2004.
Marshall G. S. Hodgson. The Order of Assassins; the struggle of the early Nizârî Ismâʻîlîs against the Islamic world. Gravenhage, Mouton, 1955.

Книга чикагского профессора была хронологически одной из первых западных публикаций (выходивших в большинстве своём при финансовой поддержке Лондонского института исмаилизма), основной задачей которых была реабилитация ассасинов и ревизия их истории с целью коррекции их традиционного восприятия как террористической организации и формирования положительного образа этих прямых предшественников современного исмаилизма. Собственно, это была вообще единственная серьёзная научная работа, вышедшая при жизни автора - более широко известный труд "The Venture of Islam" (известный в России под названием "История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней") вышел только через шесть лет после его смерти и по сути представлял собой компилятивную работу его учеников. В предисловии к русскому изданию говорилось: "...подлинная история ассассинов несравненно сложнее и интереснее сложившегося стереотипа: она включает в себя прежде всего не политические убийства (они, к сожалению, практикуются повсюду), а борьбу мировоззрений, напряженный духовный поиск (на практике вылившийся в создание жесткой иерархической структуры), возможно, повлиявший – через рыцарей-крестоносцев – и на мистические устремления европейцев". Не может не вызвать интереса у пытливого читателя - каким именно образом "напряжённый духовный поиск" должен привести в итоге к созданию "жёсткой иерархической структуры" явно тоталитарного плана, хотя нельзя не согласиться с тем, что знаменитые убийства, составившие громкую славу ассасинам, были всего лишь закономерным побочным продуктом их духовных исканий. В этом отношении данный труд можно совершенно обоснованно рассматривать как идейного и методологического предтечу современных многочисленных "адвокатов терроризма". По ссылке доступны в формате PDF первая глава первого русского издания и полный текст репринта 1980 года первого англоязычного издания 1955 года.

Эгерберг А. О манихеизме кришнаитов. Лейпциг, 2014.
Дискуссионная статья нашего немецкого автора Александера Эгерберга представляет доктрину секты кришнаитов в неожиданном свете - как очередное возрождение манихейского учения в современную эпоху и на специфической почве. Работа интересна тем, что автор рассматривает параллели в современном кришнаизме, древнем манихействе и исмаилизме, и выдвигает гипотезу об их догматическом и эсхатологическом родстве, а также предлагает непротиворечивую версию возможного возникновения такого родства. От большинства публикаций по этой тематике её отличает то, что автор старается избежать освещения вопроса с позиций какой-либо из традиционных религий. Авторский текст снабжён богатой библиографией по проблеме, которая сама по себе, вне зависимости от изложенного в статье, может быть полезна для самостоятельного изучения проблемы.

Baur. Sur le Manicheisme des Cathares. Tuebingen, 1831.
Труд Баура "О манихействе катаров", также изданный в Германии, можно считать прямым продолжением работы Вольфа, несмотря на то, что их разделяет более ста лет. В нем автор впервые доказательно изложил тезис о том, что альбигойская ересь, религия катаров были по сути не течением в христианстве, а развитием манихейства, мимикрировавшим под движение сторонников "чистого", "неискажённого" христианства.  

S.de Sacy. Expose de la Religion des Druses. Paris, 1838.
Исследование по особенностям верований друзов, автор показал влияние гностических доктрин и манихейского учения на формирование религии друзов, зародившейся первоначально как течение в исмаилизме.

Wolf. Manichaeismus ante Manichaeos, et in Christianismo Redivivus. Hamburg, 1707.
Книга профессора Иоганна Христофора Вольфа фактически открыла светскому европейскому читателю такое явление, как манихейство, изучением которого в Европе занимались до того практически исключительно богословы. При этом автор попытался связать манихейскую идеологию с тезисами ревнителей "очищения" христианства, возврата "к истокам". Таким образом впервые было показано не только родство манихейства со средневековыми христианскими ересями, но и его идеологическая близость со многими сектантсткими учениями в рамках современного западного христианства.

Назад в библиотеку