Библиотека сайта
Статьи и книги
Документы
Лирика
Полезные ссылки
Студентам и аспирантам
Внимание, розыск!
Гостевая книга
Форум
Блог
DokuWiki
AntiSysWiki

Поиск по сайту:


Режим: "И" "ИЛИ"
Общий поиск по сайту, вики-разделам и форуму:
Гугель-поиск:
Locations of visitors to this page
free counters

Тайные общества

Эзотерическое масонство в Советской России. Документы 1923-1941 г.г. Публикация, комментарии, вступительные статьи А. Л. Никитина. Москва, "Минувшее", 2005. ISBN: 5-902073-30-8, 5-902073-11-1.
Крайне интересное издание, позволяющее на обширном фактическом материале составить представление о развитии масонства при советской власти, о разгроме масонских структур в ходе "массовых репрессий" и об "оккультных войнах" ОГПУ-НКВД. Приведу фрагмент аннотации издательства: "Третий выпуск серии "Мистические общества и ордена в Советской России" содержит документы, освещающие деятельность парамасонских организаций Петрограда/Ленинграда и Москвы на протяжении 20-30-х гг. XX века и вместе с тем выявляющие широкий спектр мистических групп и орденов этого времени. Публикацию открывают материалы скандального дела Б.В.Астромова-Кириченко и Г.О.Мебеса 1926 г., продолжением которого являются документы масонской части следственного дела "Русского Национального Союза" 1929-1930 гг., освещающие деятельность московской ложи "Garmonia". Завершают настоящую публикацию материалы агентурного дела "Мракобесы" 1940-1941 гг., подводящие своего рода итог деятельности различных духовных орденов и групп в советской России на протяжении предшествующих лет. Публикацию каждого комплекса документов сопровождают вступительные статьи с необходимым комментарием, биографические справки о подследственных, именной указатель ко веем документам и фотографии.".

Книга по ссылке представлена в формате PDF.

М.Байджент, Р.Лей, Г.Линкольн. Священная загадка
Michael Baigent, Richard Leigh, Hehry Lincoln THE HOLY BLOOD AND THE HOLY GRAIL London, 1982

Авторы книги - коллектив журналистов, посвятившие длительное время изучению истории определенных областей юга Франции, входивших ранее в королевство Руссильон и графство Тулузское. В силу специфики авторского коллектива книга написана в публицистическом стиле, однако в ней изложен очень большой объем интересных исторических фактов. Авторы подробнейшим образом рассматривают историю зарождения ордена храмовников, династическую историю Меровингов, наглядно иллюстрируют связь и взаимопроникновение храмовников и альбигойцев. Большая часть работы посвящена исследованию т.н. Сионской общины.

Б. Башилов. История русского масонства (Монография)
В. Ф. Иванов. Тайны масонства.

Серьезная историческая монография по вопросу. Волею случая общей исторической судьбой с ней оказалась связана относительно небольшая работа В.Ф.Иванова, которая также тут приводится. Авторы излагают много интересных фактов из истории России, скорее всего неизвестных современному читателю. По сведениям Владимира Овсянникова монография была разбита на отдельные разделы (тома), которые выходили постепенно в русском эмигрантском издательстве в Аргентине в 1950-х годах, причем всего было издано восемь томов, в первом под общей обложкой находилась еще работа В.Ф.Иванова "Тайны масонства". Анализ текста книг позволил сделать вывод, что под псевдонимом "Борис Башилов" в 1950-х годах скрывался по всей видимости Григорий Петрович Климов - в последствии автор книг "Песнь победителя", "Князь мира сего", "Имя моё легион", "Протоколы советских мудрецов", "Дело No 69", "Красная каббала", "Божий народ". В то время он активно сотрудничал в закрытых учебных заведениях НАТО и потому не мог издавать книги под своим именем. Издание восьмитомника было предпринято Институтом русской литературы в Буэнос-Айресе.

Николай Боголюбов ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА XX ВЕКА. М.: 1996.
Работа содержит определенный фактологический материал, однако сильно страдает от трех крупных недостатков - зашоренности автора на "теории заговора", схематичности изложения и его фрагментарности, автор опускает как несуществующие многие интересные общества и организации.

Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней.
Книга профессора Петербургского университета, написанная на основе прочитанного им ранее курса лекций по данной тематике. Несмотря на истерическую реакцию на появление этой книги отдельных представителей питерской интеллигенции, монография является наверное первой серьезной работой, сводящей воедино именно документальные свидетельства и факты. В ней содержатся ответы на большинство наиболее часто задаваемых вопросов по этой проблематике. Приведу фрагмент предисловия автора: "Потребность в университетском курсе истории русского масонства ощущалась уже давно. Дело тут, конечно, совсем не в том, что масоны сыграли или играют такую уж большую роль в русской истории. Парадокс как раз и состоит в том, что вопреки распространенному мнению, при ближайшем рассмотрении оказывается, что роль эта не так уж и велика. Дело, скорее, в другом. Знакомство с историей масонства позволяет нам взглянуть на нашу отечественную историю несколько в ином, чем обычно, свете, более внимательно присмотреться к ряду, казалось бы, уже хорошо известных политических и общественных деятелей. По-новому предстает перед нами, с учетом масонского фактора, и история русской интеллигенции, ее духовных исканий и политических устремлений. Другими словами, знакомство с историей масонства позволяет существенно обогатить и расширить наше историческое знание, сделать его более объемным.".

Гекеторн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. СПб., 1876.
Замечательная работа известного английского исследователя, в чём-то перекликающаяся по методике изложения с известным справочником Булгакова "Ереси, секты и расколы", но посвящённая рассмотрению всевозможных "герметических" структур и учений, помимо краткого систематизированного изложения вопроса книга может быть полезна современному читателю своим обширным ссылочным аппаратом, включающим множество изданий XVII-XIX веков, до сих пор не введённых в научный оборот в России. К сожалению, по ссылке доступна только сокращённая редакция первого тома, к тому же без списка литературы. Приведу фрагмент аннотации издателей репринта: "Книга ... поражает удивительно обильной информацией и масштабностью, охватывая практически все сколь бы то ни было значительные тайные учения человечества от древних зороастрийских мистерий до общества французских коммунистов. Интереснейшее содержание, непринужденный и ясный слог делают работу Гекеторна бесценной в плане общего ознакомления с загадочным миром идей о Боге, природе и человеке".

Корявцев П.М. Читаем устав Ордена Храма: некоторые проблемы интерпретации. С-Пб.: 2007.
Статья представляет собой опыт своего рода расшифровки "темных мест" оригинального латинского текста устава тамплиеров. Прочие статьи устава снабжены обширными авторскими комментариями.

Лудзиш Л.А. История масонства: попытка демифологизации.
//Дипломная работа. Томский государственный педагогический университет. Томск, 2000.

Достаточно нестандартная для современной молодежи работа томской студентки хоть и не решает поставленной в заглавии задачи "демифологизации масонства", однако интересна фундаментальным (хотя и несколько наивным) подходом автора к решению проблемы. В качестве аннотации приведу цитату из введения: "Если на Западе тайные общества самых разнообразных типов давно стали неотъемлемым атрибутом политической жизни, то для российского читателя 70-80-х годов масонская тема стала самым настоящим откровением. Сама возможность существования тайных казалась советскому человеку крамолой. И в наше время сохранившиеся немногочисленные дореволюционные публикации, посвященные масонству, в большинстве своем представляют факты сомнительные. Отсюда, почти все авторы, пишущие о масонстве, как прошлых лет, так и XX века вынуждены в качестве опорных перебирать одни и те же источники, домысливая свое и догадываясь обо всем остальном.".

Б.И.Николаевский. Русские масоны и революция. М., "Терра" - 1990.
Сборник документов о масонстве из архива Б.И.Николаевского, изданный под редакцией небезызвестного Фельштинского. Следует учитывать, что подача материала по столь специфической теме безусловно тенденциозна и местами носит откровенно пропагандистский характер. В то же время представляют несомненную ценность публикуемые свидетельства масонов о персональном составе лож в начале XX века, о политических целях и задачах русского масонства. Интересны в частности упоминания о планировавшихся масонских покушениях на Николая II, о масонских основоположниках украинской самостийности и т.д.

Н.Осокин История альбигойцев и их времени. М.: ООО "ФИРМА "ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ", 2000
К сожалению, по указанному адресу находится только фрагмент книги, всю ее целиком мне обнаружить не удалось. Приведу аннотацию издательства к книге: "Автор этой книги, Николай Алексеевич Осокин,(1843-1895) - один из самых одаренных историографов России, обладавший поистине поразительной способностью обращать сухие исторические факты не просто в научные труды, но в книги - живые, интересные, увлекательные для самых широких кругов читателей. Перед вами - самое капитальное из исследований, посвященных истории альбигойской ереси и альбигойских войн. Исследование уникальной философской концепции альбигойцев - людей, веривших, что истинное человеческое бытие намного превосходит повседневный, привычный мир."

Альтернативная ссылка.

Этот труд - магистерская диссертация Н.А.Осокина, подготовленная им в 1868—1872 годах. По ссылке, к сожалению, доступна только первая книга, это повторное размещение книги в нашей библиотеке.
Полный текст книги в нашем блоге.

Отто Ран. Крестовый поход против грааля (Kreuzzug gegen den Gral). М., АСТ, 2004. ISBN: 5-17-011582-2. 
Книга послужившего прообразом для кинематографического образа Индианы Джонса профессионального разведчика и археолога, оберштурмфюрера СС, сотрудника Анненэрбе Отто Рана вышла в 1933 году, но сохранила свою актуальность до сих пор, в частности, именно она подтолкнула в своё время Байджента, Рея и Линкольна к разработке темы "Священной загадки Европы". Исследование Рана посвящено истории Альбигойских войн и написано с прокатарских позиций, но от этого оно становится ещё более ценным, поскольку, когда автор приводит некоторые явно нелицеприятные факты - его трудно обвинить в предвзятости к альбигойцам. В отличии от многих современных публикаций т.н. "медиевистов" по данной теме, Отто Ран избегает откровенно абсурдных и мистических сюжетов (хотя собственно сектантской и христианской мистике в книге уделено немалое место), и при явно благожелательном отношении к катарам старается быть объективным, не впадая в апологию. Автор наглядно и доказательно показывает генетическую связь катаризма с богумильством (огульно отрицаемую некоторыми современными "исследователями") и вкратце затрагивает историю северных катаров, существование которых как самостоятельное явление в контексте альбигойских войн многие авторы просто игнорируют. Приведу фрагмент предисловия Рана к пятой части книги: "Катаризм был дуалистическим по своей сути движением, распространенным по всей Европе. Но чтобы не выходить за заданные рамки, в настоящей работе не обсуждается, почему катарские секты были организованы на одинаковых принципах от Балкан до Кельна и Тулузы, что длительное время укрепляло их в ожидании решительной битвы с Римом и Парижем. Я также не принимал во внимание широко распространенное представление о том, что романский катаризм — как и движение альбигойцев — был в основе разновидностью богомильства, созданного еретиками-славянами. Сходные мнения по этому вопросу (отличающиеся от моих рассуждений) можно найти в каждой работе по катарам, в частности — у Шмидта и Дёллингера. Мне значительно ближе представление о самостоятельном происхождении движения альбигойцев, основанное на моем внимательном изучении фактов, которым ранее не придавали большого значения и которые, по моему мнению, должны быть выдвинуты на первый план, в сравнении с влиянием восточноевропейского катаризма. Это следует отметить специально. В своей книге я не ставил задачу привести исчерпывающе полную сводку огромного материала: такое просто невозможно. Но все же было необходимо проанализировать с единой точки зрения многие аспекты, которые до сих пор рассматривали раздельно. "  

В.И.Семевский.Политические и общественные идеи декабристов. СПБ, 1909.
Глава III. Декабристы-масоны(в формате PDF).
Работа освещает малоизвестные страницы истории движения декабристов, в частности - роль масонских структур в организации мятежа. Подробно рассматриваются идеологические установки вождей движения. Приведу фрагмент современной аннотации издательства: "В данном издании глубоко и всесторонне исследованы идеология и социально-политические взгляды декабристов, их отношение к общественному строю России и причины такого отношения. Описано положение различных слоев населения в первой половине XIX в., стремление государства контролировать сознание граждан и оберегать его от вольнодумства, распространенного в Европе (введение цензуры, запрещение тайных обществ, преследование профессоров и учащейся молодежи). Рассмотрены причины свободомыслия декабристов, их причастность к масонским ложам, развитие политического направления в русском масонстве. Автор подробно останавливается на проектах реформ, вышедших из масонской среды, анализирует деятельность основных декабристских обществ, проекты и программные документы, разработанные их лидерами. В процессе работы над этим изданием автор ввел в научный оборот большое количество ранее не исследованных источников. ... Труды Семевского и сегодня являются источниками большого и достоверного фактического материала."

Сулимов С.И. Доктрина «Белого Лотоса» как иллюстрация антисистемы.// Культурология: пересечение научных сфер /Сб. статей. – Воронеж : типография Воронежского ЦНТИ, 2012. – Вып. 7. – С. 167-178.
Первая статья из цикла работ о китайской организации "Белый Лотос", посвящённая анализу религиозной доктрины этого движения. Автор вскрывает органические связи синкретической идеологи "Белого Лотоса" с манихейством, апокрифическим даосизмом, буддизмом и традиционным конфуцианством. 

Memoirs of the Secret Societies of Italy. London, 1821.
Источник по такой весьма нечасто упоминаемой теме, как тайные общества в итальянских государствах до второй трети XIX века, поскольку последующая деятельность карбонариев, нацеленная на объединение Италии, своей масштабностью заслонила их от позднейших исследователей. Автор показывает идейную взаимосвязь средневековых вальденсов и патаренов с ранними итальянскими масонами, упоминает о роли трубадурской традиции в формировании их ритуалов.

Berck. Geschichte der Westphaelischen Vehmgerichte. Bremen, 1814.
История вестфальских "тайных судов" была написана и опубликована вскоре после освобождения земель Германии от французов, и дала немецкому читателю ретроспективу традиций организации тайного сопротивления в мелких германских княжествах.

De Bock. Histoire du Tribunal Secret. Metz, 1801.
Usener. Die frei- und heimlichen Gerichte Westphalen. Frankfurt, 1832.
Hutter. Das Vehmgericht. Leipzig, 1789.
Wigant. Das Vehmgericht. Hamburg, 1825.
Koop.Verfassung der heimlichen Gerichte. Goettingen,1794.

Серия достаточно однотипных, и по большей части взаимно компилятивных источников о "тайных судах" в Германии. В совокупности дают достаточно полный охват проблемы, поскольку с тех пор новых документов по данной теме в научный оборот практически не вводилось.

G. de Castro. Il Mondo Secreto.
Книга де Кастро посвящена описанию всякого рода средневековых тайных обществ и общин, как религиозных или мистических, так и политических, ею пользовался при написании своего обзора Гекеторн.

Higgins. Celtic Druids. London, 1829.
Исследование профессора Хиггинса (не литературного персонажа, а вполне реального лица, послужившего его прототипом) было одним из первых серьезных научных трудов, посвящённых описанию как античного друидизма в Британии, так и тайных средневековых общин, возникших на его базе.

James. Dark Scenes of History. London, 1849.
Книга Джеймса “Тёмные страницы истории”, вышедшая в 1849 году в Лондоне и на следующий год переизданная в Нью-Йорке, послужила одним из основных источников для Гекеторна при работе над его книгой “Тайные общества всех веков и всех стран”. Немалый объем этого труда Джеймса посвящён описанию истории альбигойцев и ордена храмовников.

Henricus Neuhusius. Pia et Utilissima Admonitio de Fratribus Rosae-Crucis. 1618.
Одна из многочисленных публикаций розенкрейцерской тематики, появившихся в первое десятилетие развития этого мистического ордена, судя по всему было инспирировано самими розенкрейцерами, в частности в качестве объяснения того факта, почему столь могущественный орден никак себя уже не проявляет, автор изложил версию, что розенкрейцеры "скрылись на Востоке" от ужасов Тридцатилетней войны.

Charles Knight. Secret Societies of the Middle Ages. London, 1836.
Работа Чарльза Найта - наверное одно из первых серьёзных исследований средневековых тайных обществ, не ограничивающееся рассмотрением исключительно европейских стран, автор показал взаимосвязь и взаимопроникновение средневековых мистических структур Ближнего Востока, Византии и католической Европы.

Selmer. The Rosicrucians.
Ранний обзор деятельности розенкрейцеров, написанный, в отличии от всех предыдущих публикаций на эту тему, не с позиций апологии или критики ордена, а как историческое исследование. Автор вероятно одним из первых указал на манихейские корни некоторых розенкрейцерских доктрин, воспринятых позднее спекулятивным масонством.

С.С.Уваров. Essai sur les Mysteres d'Eleusis. Paris, 1816.
Эссе русского масона графа Уварова, изданное в Париже и посвящённое описанию античных Элевзинских мистерий. Разумеется описание дано с позиций масонской мистики, однако, по мнению Гекеторна, содержит и достоверный фактический материал.

Назад в библиотеку