Библиотека сайта
Статьи и книги
Документы
Лирика
Полезные ссылки
Студентам и аспирантам
Внимание, розыск!
Гостевая книга
Форум
Блог
DokuWiki
AntiSysWiki

Поиск по сайту:


Режим: "И" "ИЛИ"
Общий поиск по сайту, вики-разделам и форуму:
Гугель-поиск:
Locations of visitors to this page
free counters

Гностицизм

Апокрифические Апокалипсисы. ISBN 5-89329-223-5 Пер., сост., вступ. статья: М. Г. Витковская, В. Е. Витковский. СПб.: Алетейя, 2000.
Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии.
Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др.- М.: Мысль, 1989. - 336 с.- (Науч.-атеист. б-ка). ISBN 5-244-00269-4

Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых. Составители, авторы вступительных статей и комментариев И. С. Свенцицкая А. П. Скогорев М., "Когелет", 1999
Три работы, посвященные публикации раннехристианских, в том числе гностических, апокрифов. Приводятся тексты апокрифов, даются обширные комментарии и делаются попытки атрибуции "темных" фрагментов текстов. Работы очень полезны для понимания генезиса христианского гностицизма и ранних христианских сект. Многие из приведенных текстов в дальнейшем активно использовались как источник вдохновения различными ересиархами,в частности - альбигойцами и манихеями. Комментаторы прослеживают несомненную связь между идеологией апокрифов и некоторых православных ересей, в том числе - т.н. ереси "жидовствующих".

Гностики или о "лжеименном знании". Сборник. Киев, "УЦИММ-ПРЕСС", 1997.
Уникальный в своем роде сборник, составленный С.Е.Ефремовым и объединивший под одной обложкой и документы разных эпох, и фундаментальные историко-философские исследования. Приведу фрагменты предисловия составителя: "... это попытка понять, откуда сия напасть, где ее истоки и что представляет собою сток. Те, кто под гностицизмом понимают только раннехристианский гнозис, скажут, что мы трактуем гностицизм излишне широко и, потому, неопределенно, но для нас — это прежде всего способ мироощущения. Что же до псевдорелигиозных или псевдо-философских концепций гностиков — то они не более, чем попытки это мироощущение как-то оформить. Гностицизм, как таковой, родился, собственно, тоже из проблемы мирового зла. Гностики для себя эту проблему решили, причем решили очень оригинально. Если Эмпедокл, рассуждая о причинах падения собственной души в собственное же тело, называл себя "дезертиром, бежавшим от Бога", то гностики предпочли дезертировать из мира. Э. Берн, комбинируя попарно две позитивные и две негативные психологические установки по отношению к окружающему миру и самому себе, получил четыре типа мировосприятия, исчерпывающие все возможные варианты, а именно: 1) "я хороший и мир хороший" ...; 2) "я плохой и мир плохой" ...; 3) "я плохой, но мир хороший" ...; 4) "я хороший, а мир — плохой" ... Таким образом, гностицизм — это проявление вполне конкретного мироощущения, а именно: "я хорош, но мир — сплошная дрянь". Отсюда необходимость бегства от мира. Но как и куда? Монах и отшельник тоже бежит мира, но при этом он молится о мире. Позиция гностиков совсем иная: раз мир плох, то он заслуживает гибели'(даже если он и не совсем плох, то все же хорошего в нем слишком мало, чтобы с этим считаться). Ни мир, ни люди (за исключением, разумеется, гностиков) не заслуживают доброго слова..."

Введенский В.Е. Средневековый религиозный дуализм. Минск: 2003.
Книга представляет собой оригинальное и очень интересное исследование, посвященное проблеме зарождения и развития гностицизма в рамках христианской традиции. Помимо прочего, автор приводит большой объем малодоступного фактического материала по проблеме. Работа была защищена в качестве дипломной на историческом факультете Белорусского Государственного университета. Текст предоставлен О.Г.Новиковой.

О.Воробьёв. Заметки о гностицизме.
О.А. Воробьев - автор ряда работ по проблематике современного гностицизма и "сменовеховства" в XX веке, в частности "Сделка с дьяволом", "Рабство доброй воли", "К идеологии здарового смысла" и др.. В качестве аннотации приведу собственно аннотацию автора и одну цитату из авторского текста: "Разрушители всегда в цене. Реальная политика во все времена использовала, использует и будет использовать подобный рычаг, пестуя, тайно, либо явно мироотрицательные тенденции во враждебном лагере" "Гностицизм в управленческом плане есть всего лишь инструмент для проведения конкретной политики. Гностицизм в плане религиозном есть уход от всякой формы религиозности. Говорить же о гностической морали то же самое, что о сухой воде. Впрочем, как говорится, в любом безумии есть своя логика. Пожалуй, единственное, чем может быть интересен гностицизм как положительное вселенское явление - его определенная культурная ценность. "

Ю.Данзас. Гностические реминисценции в современной русской религиозной философии.
//Журнал "Символ" №39, 1998г.
//J. Danzas, Les reminiscences gnostigues dans la philosophic religieuse russe moderne // Revue des Sciences Philosophiques et Theologiques. 1936. Tome XXV. P. 658-685. Пер. с фр. С. Стратоновского. Под ред. А. Мосина.

Очень интересная публикация Ю.Н.Данзас, широко известной публике под псевдонимом "Ю.Николаев" как автор книги "В поисках за божеством. Очерки истории гностицизма.". Ее работами часто пользовался Л.Н. Гумилев при подготовке ряда своих наиболее известных монографий. В данной статье она развивает тему параллелизмов гностических учений с некоторыми религиозными течениями начала XX века.

В.Ю.Ирхин. Даниил Андреев и гностическая традиция.
//София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 4, 2002 г.

Автор приводит интересные факты, иллюстрирующие прямую связь философских идей Д.Андреева с наследием гностиков и средневековых манихеев. Очень интересно сопоставить данную книгу с "Оккультными корнями нацизма" Гудрик-Кларка. В качестве аннотации приведу фрагмент авторского предисловия: "Творчество Даниила Андреева представляет собой, несомненно, крупное явление в духовной истории XX века. Будучи наследником Данте и Сведенборга, он соединил в своей жизни и работе выдающееся поэтическое дарование и бесстрашие исследователя иных миров. Здесь хотелось бы обсудить связь идей Д. Андреева с древней гностической традицией, которая во все времена сопутствовала религии. Самостоятельный поиск истины, стремление к познанию всегда дополнял веру." Все-таки чертовски интересные у нас "ревнители русской философии"!

Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. Boston: Beacon Press, 1958
Ганс Йонас. Гностицизм (гностическая религия) – СПб.: "Лань", 1998

Фундаментальная монография немецкого исследователя гностической философии Г.Йонаса, в которой гностицизм рассматривается как вера (гностическая религия), выдержала с 1957 года большое количество переизданий на разных языках. В качестве аннотации приведу фрагмент предисловия к русскому изданию 1998 года: "...он подробно анализирует исторический раннехристианский гностицизм, рассматривая его исторические и идейные корни в культурах эллинистического Востока (а точнее, на стыке восточных – сиро-египетских и иранских, и эллинских духовных и культурных начал), учения отдельных школ и направлений, языческий герметизм, манихейство, предоставляя читателю возможность судить о последних археологических находках из области источниковедения гностицизма. С другой стороны, Г.Йонас в заключительной главе своей монографии предлагает исключительно интересный анализ типологической близости гностицизма и современных форм "нигилизма", по существу сопоставляя гностическое и экзистенциалистское умонастроения (Г.Йонас был учеником М.Хайдеггера). И здесь он непосредственно выходит на тему универсальности гностического мировосприятия, принимавшего в течение столетий различные формы, адекватные соответствующей эпохе. Так, средневековые ереси катаров и альбигойцев, павликиан и богомилов не только генетически связаны с гностическо-манихейским кругом идей, но прежде всего обнаруживают тот же самый тип мышления и мировосприятия. В современной культуре тот же тип жизнечувствования, если так можно выразиться, представлен экзистенциализмом с его переживанием трагедии экзистенциальной заброшенности и тотального самоотчуждения. ...Под его пером оживает странный, таинственный и причудливый мир гностических воззрений и философических мифологем, в которых змий-искуситель Библии вдруг оказывается божественным Логосом и Xристом-Спасителем, а человекоубийца Каин и предатель Иуда превращаются в носителей божественных тайн и обладателей высшего откровения. Этот мир влечет, завораживает, порой отталкивает, но никого не оставляет равнодушным.".

Корявцев П.М. Читаем устав Ордена Храма: некоторые проблемы интерпретации. С-Пб.: 2007.
Статья представляет собой опыт своего рода расшифровки "темных мест" оригинального латинского текста устава тамплиеров. Прочие статьи устава снабжены обширными авторскими комментариями.

Николаев Ю. В поисках за божеством. Очерки истории гностицизма. СПб., 1913.
Юрий Николаев - псевдоним Юлии Николаевны Данзас (1879-1942), внучатой племянницы Константина Данзаса - друга А. С. Пушкина, его соученика по лицею и секунданта на последней дуэли. Она была фрейлиной императрицы Александры Федоровны, участвовала в сражениях Первой мировой войны (была награждена Георгиевским крестом), после прихода к власти большевиков оказалась в Соловецком лагере. К сфере её научных интересов относились история первых веков христианства и религиозно-философские искания, именно этим темам посвящена данная работа. Это была первая в России монография о гностицизме I-II веков, в ней удачно сочетается серьёзность научного исследования с доступностью изложения. Помимо Л.Н.Гумилёва достоинства этой книги отмечали М.Горький и Н.А.Бердяев.

Н.Осокин История альбигойцев и их времени. М.: ООО "ФИРМА "ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ", 2000
К сожалению, по указанному адресу находится только фрагмент книги, всю ее целиком мне обнаружить не удалось. Приведу аннотацию издательства к книге: "Автор этой книги, Николай Алексеевич Осокин,(1843-1895) - один из самых одаренных историографов России, обладавший поистине поразительной способностью обращать сухие исторические факты не просто в научные труды, но в книги - живые, интересные, увлекательные для самых широких кругов читателей. Перед вами - самое капитальное из исследований, посвященных истории альбигойской ереси и альбигойских войн. Исследование уникальной философской концепции альбигойцев - людей, веривших, что истинное человеческое бытие намного превосходит повседневный, привычный мир."

Альтернативная ссылка.

Этот труд - магистерская диссертация Н.А.Осокина, подготовленная им в 1868—1872 годах. По ссылке к сожалению доступна только первая книга, это повторное размещение книги в нашей библиотеке.
Полный текст книги в нашем блоге.

Осокин Н. Первая инквизиция и завоевание Лангедока франками. Казань, 1872.  
Вторая часть фундаментального исследования Н.А.Осокина, его докторская диссертация, которую он защитил в 1872 году в Казанском университете. Продолжает описание событий в Лангедоке вообще и Тулузском графстве в частности, происходивших уже после кончины папы Иннокентия III - распространение святой инквизиции и завершение альбигойских войн. Рассматривается как вторая часть "Истории альбигойцев". 

Отто Ран. Крестовый поход против грааля (Kreuzzug gegen den Gral). М., АСТ, 2004. ISBN: 5-17-011582-2. 
Книга послужившего прообразом для кинематографического образа Индианы Джонса профессионального разведчика и археолога, оберштурмфюрера СС, сотрудника Анненэрбе Отто Рана вышла в 1933 году, но сохранила свою актуальность до сих пор, в частности, именно она подтолкнула в своё время Байджента, Рея и Линкольна к разработке темы "Священной загадки Европы". Исследование Рана посвящено истории Альбигойских войн и написано с прокатарских позиций, но от этого оно становится ещё более ценным, поскольку, когда автор приводит некоторые явно нелицеприятные факты - его трудно обвинить в предвзятости к альбигойцам. В отличии от многих современных публикаций т.н. "медиевистов" по данной теме, Отто Ран избегает откровенно абсурдных и мистических сюжетов (хотя собственно сектантской и христианской мистике в книге уделено немалое место), и при явно благожелательном отношении к катарам старается быть объективным, не впадая в апологию. Автор наглядно и доказательно показывает генетическую связь катаризма с богумильством (огульно отрицаемую некоторыми современными "исследователями") и вкратце затрагивает историю северных катаров, существование которых как самостоятельное явление в контексте альбигойских войн многие авторы просто игнорируют. Приведу фрагмент предисловия Рана к пятой части книги: "Катаризм был дуалистическим по своей сути движением, распространенным по всей Европе. Но чтобы не выходить за заданные рамки, в настоящей работе не обсуждается, почему катарские секты были организованы на одинаковых принципах от Балкан до Кельна и Тулузы, что длительное время укрепляло их в ожидании решительной битвы с Римом и Парижем. Я также не принимал во внимание широко распространенное представление о том, что романский катаризм — как и движение альбигойцев — был в основе разновидностью богомильства, созданного еретиками-славянами. Сходные мнения по этому вопросу (отличающиеся от моих рассуждений) можно найти в каждой работе по катарам, в частности — у Шмидта и Дёллингера. Мне значительно ближе представление о самостоятельном происхождении движения альбигойцев, основанное на моем внимательном изучении фактов, которым ранее не придавали большого значения и которые, по моему мнению, должны быть выдвинуты на первый план, в сравнении с влиянием восточноевропейского катаризма. Это следует отметить специально. В своей книге я не ставил задачу привести исчерпывающе полную сводку огромного материала: такое просто невозможно. Но все же было необходимо проанализировать с единой точки зрения многие аспекты, которые до сих пор рассматривали раздельно. "  

Розов А.А. Солнце на парусах. // Журнал "Самиздат".
Занятная книжка, читая которую вспоминаешь легендарный лозунг "... жил, жив и будет жить". Несмотря на вольное обращение автора с историей он приводит ряд интереснейших фактов, ставших уже классикой анахронизмов современной археологии. Кроме того, небезынтересно проследить специфику восприятия автором времени. Приведу фрагмент аннотации автора: "Когда человек впервые поднял парус и отправился в море, тогда и началась история. Потому что отправился он искать удачу, а в результате создал цивилизацию. Романтическая гипотеза? Да нет, реальность, самая настоящая, основанная на общеизвестных фактах. Правда потом такая история показалась кому-то неудобной - и ее заменили на другую, выдуманную, которую можно прочесть в учебнике. По выдуманной истории прошлого можно сделать прогноз только на выдуманное будущее, а нам всем предстоит жить в другом будущем - в реальном. Вот потому реальную историю имеет смысл восстановить хотя бы в общих чертах.".

Сулимов С.И. Доктрина «Белого Лотоса» как иллюстрация антисистемы.// Культурология: пересечение научных сфер /Сб. статей. – Воронеж : типография Воронежского ЦНТИ, 2012. – Вып. 7. – С. 167-178.
Первая статья из цикла работ о китайской организации "Белый Лотос", посвящённая анализу религиозной доктрины этого движения. Автор вскрывает органические связи синкретической идеологи "Белого Лотоса" с манихейством, апокрифическим даосизмом, буддизмом и традиционным конфуцианством. 

А.Щербаков. Христианский мистический историзм.//Тотум.Философский журнал, N2(4), декабрь 2004.
Публикация посвящена изучению проблемы восприятия категорий истории и времени ранними христианами, в частности интересна подробным рассмотрением конфликта между бл.Августином и Пелагием.

Baur. Sur le Manicheisme des Cathares. Tuebingen, 1831.
Труд Баура "О манихействе катаров", также изданный в Германии, можно считать прямым продолжением работы Вольфа, несмотря на то, что их разделяет более ста лет. В нем автор впервые доказательно изложил тезис о том, что альбигойская ересь, религия катаров были по сути не течением в христианстве, а развитием манихейства, мимикрировавшим под движение сторонников "чистого", "неискажённого" христианства.  

Matter. Historie critique du Gnosticisme. Paris, 1847.
"Критическая история гностицизма" заложила основы современного подхода к изучению гностических течений, и потому закономерно вызывает ярость и неприятие даже у современных их последователей. В ней впервые была со всей очевидностью показана связь между гностическим "гуманизмом" и человеконенавистническими доктринами его адептов.

Назад в библиотеку